Версия для слабовидящих

27 июня Пленум Верховного Суда утвердил Постановление «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Общие положения

В первом разделе поясняется, какие нормативно-правовые акты составляют законодательство РФ о выборах и референдумах, также уделено внимание праву субъекта РФ принимать соответствующие законы в качестве конкретизирующих нормативных положений, регулирующих избирательные права граждан.

В п. 4 документа указано, что конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан и их объединений является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами административных дел о защите указанных прав в порядке, предусмотренном гл. 24 КАС РФ. При этом отмечено, что положения гл. 22 данного Кодекса о рассмотрении административных дел об оспаривании действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав.

Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Как следует из п. 5, административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.

В п. 6 ВС перечисляет некоторые административные дела, относящиеся к подсудности районного суда. Например, к таковым относятся дела о назначении местного референдума, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (в том числе политических партий), должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ.

В п. 7 уточняется, какие дела отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов. В следующем пункте указано, какие административные дела рассматривает Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции.

Отдельные вопросы, связанные со статусом избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей

Пленум ВС напоминает, что избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. В финальной редакции постановления уточняется, что данный коллегиальный орган вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по вопросам своего ведения только на основании принятого им решения (п. 11).

В п. 12 указано, что председатель избирательной комиссии, комиссии референдума вправе представлять ее интересы в суде на основании документов, подтверждающих его статус, без соответствующей доверенности. После доработок в постановлении конкретизировано, что такое право ему предоставляется при обращении избирательной комиссии в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав в порядке, установленном законом.

Как отмечено в п. 14, члены избирательной комиссии, комиссии референдума при осуществлении своих полномочий не вправе оспорить итоги голосования, результаты выборов, референдума, ссылаясь только на свой статус. Вместе с тем подчеркивается, что в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах.

В итоговую редакцию документа добавлено разъяснение о том, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. С учетом этого лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме (п. 15).

Акты избирательной комиссии, комиссии референдума и порядок их оспаривания

В п. 16 ВС поясняет, какие решения, действия избирательной комиссии, комиссии референдума могут быть оспорены в суде. Обращено внимание, что решения, принятые избирательной комиссией, комиссией референдума, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом (п. 17).

Исходя из п. 18 решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах.

Обращение в суд в защиту избирательных прав

В данном разделе перечислены лица и объединения, которым предоставлена возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума. В частности, к таким лицам относятся избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица и избирательные объединения. Такая возможность есть и у политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений (п. 20).

Также представлены позиции об обращении в суд в защиту активного и пассивного избирательного права, об обращении в суд в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц. Редакционной комиссией был доработан п. 22 документа, посвященный праву гражданина принимать участие в дистанционном электронном голосовании.

ВС разъяснил принятие административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда, а также сроки обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав. Так, согласно п. 34 срок обращения в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования (первый день голосования) в указанный срок не включается. Административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме (п. 35).

Раздел также содержит разъяснения о порядке и сроке рассмотрения дел о защите избирательных прав, а также о правилах извещения лиц, участвующих в таких делах. После доработок в нем появилось уточнение о том, что необходимо устанавливать при рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя (п. 52).

В п. 53 подчеркивается, что суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих.

Отдельные вопросы материального права

Здесь содержатся разъяснения об условиях выдвижения кандидата и основаниях для отказа в регистрации кандидата. Отдельный блок посвящен сбору подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума, подробно конкретизируется, какие подписи избирателей считаются недостоверными и недействительными.

В финальную версию постановления включено уточнение о том, что доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, уполномоченные представители, в том числе уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, не могут являться иностранными агентами (п. 62).

Также поясняется, у кого отсутствует пассивное избирательное право. Так, в п. 86 указано, что к таким гражданам относятся в том числе граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Такие граждане могут быть избраны в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Изначально в проекте постановления отмечалось, что в случае установления наличия у кандидата гражданства иностранного государства такое обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации, за исключением случаев, установленных законодательством. Однако к моменту принятия документа данное разъяснение было исключено.

ВС напомнил, что наличие у осужденного кандидата пассивного избирательного права ставится в зависимость от характера и степени общественной опасности совершенных им деяний, предусмотренных УК РФ, наличия на день голосования на выборах неснятой и непогашенной судимости за указанные преступления. Подчеркивается, что погашение или снятие судимости не отменяет факт осуждения лица за совершение преступного деяния, является основанием для ограничения пассивного избирательного права.

Раздел посвящен также вопросам несоблюдения ограничений, установленных федеральным законом, несоблюдения требований к выдвижению кандидата. Также приведены требования к документам, необходимым для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, описаны ситуации, связанные с недостаточным количеством подписей, нарушением порядка их сбора.

ВС разъяснил, что включает в себя информационное обеспечение выборов и референдумов, какие действия не допускаются при проведении предвыборной агитации и каким лицам запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Оспаривание решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума

В п. 122 указаны лица, имеющие право обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Закон предоставляет право оспорить решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования только гражданам, чье активное избирательное право, право на участие в референдуме непосредственно затрагивается порядком голосования избирателей и определением итогов голосования.

Отмечается, что Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (п. 129).

Прекращение производства по делу о защите избирательных прав

Как подчеркнуто в данном разделе, ст. 242 КАС РФ помимо общих закрепляет специальные основания для прекращения производства по делу о защите избирательных прав. Так, суд прекращает производство по делу в случае, если гражданин, оспаривающий решение, действие (бездействие) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанные с установлением итогов голосования, не принимал участия в выборах, референдуме на соответствующем избирательном участке и не пытался реализовать свое активное избирательное право, право на участие в референдуме (п. 131).

ВС уточняет, что суд не принимает отказ административного истца от административного иска о защите избирательных прав при наличии оснований полагать, что административным ответчиком было допущено существенное нарушение законодательства о выборах и референдумах, нарушающее права других лиц, в том числе не участвующих в деле. Например, в случае регистрации кандидатом лица, не обладающего пассивным избирательным правом.

Порядок принятия судом решения по делу о защите избирательных прав

В соответствии с п. 134 для обеспечения гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ законом установлены сроки, до наступления которых заинтересованными лицами могут быть совершены те или иные действия и которые должны быть учтены судами при рассмотрении дел и принятии решений, в том числе об удовлетворении заявленных требований.

Обращено внимание, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума судебные расходы взыскиваются с такой комиссии (п. 138).

В п. 140 поясняется, что закон предусматривает сокращенный срок апелляционного обжалования судебных решений по данной категории дел (ч. 3 и 3.1 ст. 298 КАС). В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) копии решения суда должны быть вручены или направлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а также представителю избирательной комиссии, организующей выборы, незамедлительно (немедленно) после изготовления соответствующего решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий.

Производство в судах апелляционной и кассационной инстанций

Как указано в п. 143, апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата, поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования. Если голосование проводится в течение нескольких дней подряд, апелляционные жалоба, представление на указанные решения суда рассматриваются не позднее дня, предшествующего первому дню голосования.

При рассмотрении дел о защите избирательных прав суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, способствовавшие нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ или создававшие препятствия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, используя предоставленное им право вынесения частного определения (п. 144).

В последнем пункте постановления сообщено, что в связи с его принятием Постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 г. № 5 утратило силу.

Межрайонный прокурор

советник юстиции

А.В. Воробьев

 

Дополнительная информация

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!