Версия для слабовидящих

Конституционный Суд РФ запретил снижать уровень защиты прав ребенка, родившегося после смерти его отца

Опубликовано постановление Конституционного Суда РФ от 02.03.2023 №7-П«По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки М.В. Григорьевой».

Заявительница обратилась в суд в связи с тем, что ей было отказано в компенсации морального вреда, причиненного ее сыну в связи со смертью его отца, наступившей до его рождения.

При этом суды сослались на отсутствие достаточных оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку к моменту смерти отца ребенок еще не родился, правоспособностью необладал,агибельотцанемогла вызвать физические и нравственные страдания у неродившегося ребенка.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении указал, что согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Совпадение момента возникновения основных прав у гражданина с моментом его рождения отражает представление о его основных правах и свободах как о естественных.

Компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав и гарантированной государством мерой, направленной на восстановление нарушенных прав и возмещение нематериального ущерба. Действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания причинены в результате утраты близкого человека,в том числе когда к моменту его смерти или наступления обстоятельств, приведших к ней, член семьи потерпевшего (его ребенок) еще не родился.

В то же время действующий механизм защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ не освобождает граждан от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и от обоснования размера денежной компенсации.

Отмечено, что обстоятельства дела могут свидетельствовать о причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, которые явным образом нарушаютего личные неимущественные права либо посягают на нематериальные блага. Такая позиция применима к случаю смерти одного из родителей, когда факт причинения морального вреда ребенку во всяком случае должен предполагаться, в том числе если на момент смерти отца ребенок еще не родился.

Иной подход к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного ребенку, родившемуся после смерти отца, не только снижал бы уровень защищенности прав таких детей, но и создавал бы необоснованные препятствия для применения конституционных гарантий реализации их прав.

Положения пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ не предполагают их применение в качестве основания для отказа в реализации субъективного права такого ребенка требовать компенсации морального вреда, связанного с нарушением его личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, принадлежащих ему от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом.

Конституционный Суд РФ указал, что судебные постановления, принятые в отношении несовершеннолетнего сына Григорьевой М.В. в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом вышеуказанной нормы, подлежат пересмотру в установленном порядке.

 

Межрайонный прокурор

советник юстиции                                                                            А.В.Воробьев

Дополнительная информация

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!