Версия для слабовидящих

А У НАС ФИНАНСЫ НЕ ПОЮТ РОМАНСЫ!

2Уважаемые читатели, это правда и это не опечатка.

Именно такие слова могут уверенно сказать ученики 3 классов МОУ «Гимназия №2», для которых с начала нового года преподаётся модуль «Основы финансовой грамотности».

 

Никто не будет отрицать тот факт, что финансовая грамотность любого человека является важной составляющей благополучия человека в современном обществе. Все мы планируем и используем личный бюджет, принимаем решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегаем излишних расходов, долгов, ориентируемся в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества.

Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Важно отметить и то, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования (ФГОС ООО и СОО) в качестве одного из важных качеств будущего выпускника школы выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

На сегодняшний день курс «Основы финансовой грамотности» активно внедряется как отдельным предметом, так и в других организационных формах во всех образовательных организациях России. Обязательное введение финансовой грамотности начнётся с 2022 года.

Исключением не стали и образовательные организации нашего города.

МОУ «Гимназия №2» — это базовая школа и центр «Точка роста».

Неудивительно, что именно Гимназия №2 явилась первой из школ города, в которой третьеклассники начали успешное освоение курса финансовой грамотности под руководством учителя начальных классов высшей категории Оксаны Богдановны Наузияйнен.

По просьбе нашей редакции Оксана Богдановна с радостью поделилась своими впечатлениями о начатой работе и ответила на интересующие многих вопросы.

- Нужно ли учить детей финансовой грамотности? Что для этого необходимо сделать?

- Да, обучать детей финансовой грамотности необходимо обязательно. Ведь умение управлять деньгами является одним из важнейших навыков для взрослой жизни. Очень рада тому, что данный курс вводится в школьную программу в рамках внеурочной деятельности.. Конечно, полностью предсказать будущее невозможно, но для детей крайне важно получить те навыки, которые им точно пригодятся. Это те занятия, которые готовят наших детей к завтрашнему дню.

- Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна ребёнку в начальной школе?

- Вопрос, на который можно отвечать достаточно долго. Объясню вкратце простыми словами. Финансовая грамотность – это способность принимать правильные финансовые решения и избегать, простите, «глупых» трат. Развитие финансовой грамотности – это достаточно длительное и постоянное действие, вот поэтому начинать это развитие лучше же, конечно, именно с начальных классов. Речь не идёт о каких-то заумных финансово-экономических вещах. Речь идёт лишь о старте, начале развития этой грамотности.

- С чего лучше начинать учить детей финграмотности?

- Я хотела бы сразу сделать небольшую ремарку. Всё очень индивидуально для каждого ребёнка. Различный состав семей, различные финансовые возможности, доходы и траты. Всё очень и очень индивидуально. Однако есть базовые понятия и эти базовые понятия легко можно усвоить, не затрагивая ни ребёнка, ни родителя, ни домохозяйство в целом. Например, что такое деньги и откуда они появляются, элементарные правила бережного отношения к деньгам, контроль за своими расходами.

- Оксана Богдановна, подскажите, пожалуйста: а может ли сам ученик начальной школы самостоятельно научиться финансовой грамотности?

- Достаточно сложный вопрос. Может ли самостоятельно научиться?? – Да, наверное, но путём огромного числа ошибок, разочарований и, возможно, потерь денежных средств семейного бюджета. Всем известно, что многие ребята, и не только начальных классов, самостоятельно добираются до своей школы, покупают еду в школе и в магазинах по пути домой, приобретают канцелярские принадлежности – родители дают им деньги на необходимые покупки. Но не всегда полученные от родителей деньги расходуются по назначению. Именно поэтому, ребёнку надо помочь и научить его основам правильного применения денег.

- Какие учебные пособия или учебно-методические материалы по финансовой грамотности Вы используете в своей работе?

- В настоящее время использую различные учебно-методические пособия, которые одобрены Минпросвещения России, а также разрабатываю собственные задания, взятые из своей повседневной жизни, общения с родителями своих учеников, общения с внуками.

Ученики младших классов в различных СМИ, будь это Интернет или телевизор, читают, слышат и видят незнакомые для себя слова. Подходят и спрашивают меня, свою учительницу: «А что это за слово?!» Стараюсь им объяснить каждое слово доступно.

- Какие дополнительные книги или учебники по финансовой грамотности Вы посоветовали бы родителям приобрести для своих детей для домашнего чтения?

- Прежде всего, все актуальные материалы необходимо искать на сайте Минпросвещения России, а также использовать учебно-методический ресурс Росучебника РФ.

- С какими темами на занятиях знакомятся Ваши ученики? Какие из тем вызывают наибольший интерес у школьников?

- Темы самые разнообразные. И это просто супер, когда всем моим ученикам темы интересны и понятны! Я всегда испытываю искренний восторг от вопросов, которые задают мне мои ученики. Я искренне радуюсь! Никого равнодушным не оставила, например, тема «Как появились деньги». Я и для себя открыла много нового.

Недавно было занятие по теме «Бюджет города». Данные о доходно-расходной части на 2022 год бюджета Кимр я взяла с сайта Администрации города Кимры. Дети были шокированы суммой в 994 906,3 тыс. рублей. Но после пояснения, куда и как потратятся эти средства, поняли, что даже почти миллиард – это для города не так уж и много.

- Оксана Богдановна, а как родители Ваших обучающихся отреагировали на дополнительный кружок для своих детей? Какова их позиция относительно необходимости такого кружка?

- По-разному. Кто-то одобрил, кто-то - нет. Но могу поделиться комментариями родителей.

«Здравствуйте, я мама Слесаревой Екатерины, ученицы 3 «Б» класса. Была приятно удивлена, когда узнала, что в гимназии появилась возможность получать азы финансовой грамотности в виде дополнительных занятий. До этого неоднократно обсуждала и осуждала отсутствие этих занятий на обязательной основе в системе образования. Считаю это крайне важным навыком в современном мире! Наше поколение было вынуждено осваивать всё путём проб и ошибок, а ведь финансовые инструменты становятся всё сложнее и разнообразнее, в тоже время их доступность также растёт. Сами в семье понемногу знакомим детей с простыми финансовыми терминами, информационной безопасностью, читаем специальную литературу, например, сейчас это Бодо Шефер «Пёс по имени Мани». Дочь имеет собственную банковскую карту, пользуется инвесткопилкой в приложении банка. Очень благодарна за дополнительные возможности изучения этой важной стороны нашей жизни и считаю, что изучение финансовой грамотности должно стать обязательной школьной дисциплины! С уважением, Слесарева С.И.»

«ОФГ - новый и необходимый урок для начальной школы. Именно в это время у ребят появляются первые карманные деньги и вопросы связанные с тем как и куда их правильно потратить. Наш сын с удовольствием посещает занятия. С радостью делится новыми, необычными для него понятиями: купюры, семейный бюджет и т.д. Я считаю этот предмет интересен и полезен детям»

- Изучение школьного предмета или курса (кружка) предусматривает определённую цель, по достижении которой можно посмотреть на результат проделанной работы. Планируется ли Вашими учениками итоговый проект?

- Да, всё правильно. Мои ученики готовят итоговый проект «Бумажные деньги современной России», но пока все тайны раскрывать не буду. Уверена, что защита проекта привнесёт новые знания не только слушателям-школьникам, но и учителям. Буду рада увидеть вас на нашем мероприятии!

- С какими трудностями, если таковые имеются, Вы столкнулись при преподавании основам финграмотности?

- Трудности... Они всегда были и будут. В слове «трудности» я вижу слово «труд». Это слово и является главным в любой деятельности – надо просто трудиться. Что касается трудностей в преподавании? Нет, трудностей никогда не было ни для меня, ни для моих учеников – мы учим друг друга, взаимодействуем, предлагаем совместные пути решения для решения сложных задач.

- Да, Вы настоящая труженица и новатор в этом деле. Вы работаете в гимназии уже более 30 лет. Вы опытный, профессиональный, высококвалифицированный учитель, учитель-наставник для молодых специалистов. Что бы Вы пожелали своим коллегам образовательных организаций города, которые в скором будущем начнут работу с курсом по основам финансовой грамотности?

- Вы знаете, сложно что-то советовать моим коллегам. Все мои коллеги - высококвалифицированные специалисты, мастера своего педагогического дела! Но я с удовольствием поделюсь наработками, которые бережно собираю в течение года: учебные пособия, презентации, интерактивные игры.

Желаю всем моим коллегам, учителям начальных классов, успешного и продуктивного освоения данного курса.

Беседовал Ступников Дмитрий Юрьевич

58

Дополнительная информация

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!