Версия для слабовидящих

Виктимное поведение или кто виноват?

В настоящее время в правоохранительные органы поступает достаточно много обращений от граждан по поводу совершения мошеннических действий.
Основная их масса составляет хищение денежных средств с использованием мобильной связи, а также невозвратом денежных средств, взятых в долг.
Анализ сообщений, материалов проверок и уголовных дел показал, что зачастую потерпевшие сами провоцируют совершение в отношении них преступлений. Такое поведение ученые-криминалисты называют виктимным.
Виктимное поведение - это поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред.
Как правило, в результате такого поведения, потерпевший:
- провоцирует преступника на совершение незаконных действий;
- создает обстановку, выгодную для нападения;
- привлекает внимание.
Насколько банальных, но очень распространенных способов совершения мошенничества: 
1. Гражданке О. позвонил неизвестный мужчина и, представившись сотрудником банка, попросил сообщить данные паспорта и номер банковской карты под предлогом необходимости перечисления на ее счет, например, выигрыша в лотерею. О., осознавая, что ни в какой лотереи она не участвовала, сообщила необходимую информацию. В дальнейшем со счета О. денежные средства были перечислены на неизвестный номер и обналичены неизвестным лицом.
2. Гражданину Л. позвонило неизвестное лицо и, представившись сотрудником банка, сообщило, что его банковская карта заблокирована. Для разблокировки необходимо совершить несколько операций через банкомат. Л., ничего не подозревая, «под диктовку» совершает операции и сообщает ее результаты собеседнику-«сотруднику банка». Только потом, Л. Догадался, что сообщил данные о доступе к личному кабинету он-лайн сервиса банка, но с его счета деньги уже переведены на неизвестные счета, с помощью полученной информации.
3. А., находясь в компании малознакомых людей, решил похвалиться и сообщил, что ему должны перечислить большую денежную сумму по заключенному договору (либо уже перечислили). Злоумышленники, находившиеся в компании, похитили А. и стали требовать от него выплаты полученных денежных средств за освобождение.
4. В социальной сети Н. нашла понравившееся платье, которое стоило значительно дешевле, чем в магазине. Продавец попросил сначала оплатить товар, а затем он будет выслан. При переводе денежных средств Н. выяснила, что счет, сообщенный продавцом, ему не принадлежит. На вопрос Н. продавец пояснил, что его счет заблокирован приставами, в связи с чем не может им воспользоваться. Не смотря на сомнения, Н., все равно, перечислила деньги. В последующем, Н. не получила ни платья, ни денег.
5. С. попросил Л. оформить кредит и передать ему деньги для «организации и развития бизнеса», обещая, большую выгоду и выплату кредита за Л. После оформления кредита, С. скрылся, а Л. поступили требования от банка о необходимости выплат по кредиту, который оформлен не нее, но которым она, фактически не пользовалась.
В связи с этим, для того, что обезопасить себя от преступных посягательств необходимо придерживаться простых, но эффективных правил:
1. Не сообщать свои личные данные никому, кроме тех, кому доверяете и в ком уверены. Если лицо, представляясь сотрудником банка, просит Вас сообщить какие-либо личные данные (паспортные данные, номер счета/карты), скорее всего данные лица не являются никакими сотрудниками банка и их просьбы направлены именно на хищение у Вас денежных средств. Необходимую информацию о себе Вы уже оставили при заключении договора об открытии счета и банк обязан обеспечить ее конфиденциальность.
2. Не совершайте никаких операций «под диктовку» по телефону. Если «сотрудник банка» просит провести какие-либо операции через банкомат, то это, скорее всего, мошенник. Все операции по блокированию/разблокировании банковской карты, банк может провести самостоятельно без участия клиента и при наличии к тому оснований.
3. Не сообщайте никому о наличии в распоряжении крупных денежных средств, а также о возможном получении крупной суммы денег в скором будущем, если это не обусловлено совершением какой-то сделки сейчас.
4. Не соглашайтесь на предоплату по сделке, если не уверены в продавце. Кроме того, если при переводе денежных средств посредством он-лайн услуг, появляется информация о том, что счет не принадлежит продавцу, не стоит переводить денежные средства.
5. Каким бы заманчивым не было предложение, относитесь скептически к обещаниям большой выгоды и больших доходов, если от Вас требуют минимум усилий. Народные мудрости: «Бесплатный сыр только в мышеловке», «Доверяй, но проверяй» не родились на пустом месте. Если от Вас просят оформить кредит и передать деньги другому лицу, не соглашайтесь. Обязанность по выплате кредита лежит на Вас и только на Вас, а лицо, которому Вы передадите деньги, скорее всего, после получения денег, скроется.
Соблюдая эти несложные правила, Вы, если, если не избежите совершения в отношении Вас преступлений, то наверняка минимизируете возможность их совершения.
Помощник прокурора юрист 3 класса       Д.С. Кирина
 
Источник: По информации Кимрской межрайонной прокуратуры.
Обратите внимание: При полном или частичном использовании информации и фотоматериалов ссылка на сайт Администрации города обязательна.

Дополнительная информация